Адрес  
Челябинск, ул Савина, д.3      
Телефон  
(351) 775-04-80
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр №3 имени В.К. Белоусова»
СЛАБОВИДЯЩИМ
Информация для учащихся МБОУ «Образовательный центр №3 имени В.К. Белоусова» Родителям Педагогам
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учитель-логопед


Бадритдинова Зарина Тахировна, Учитель-логопед


Рекомендации учителя-логопеда родителям учащихся начальных классов по развитию связной речи детей 

 

Развитие связной речи для ребенка имеет большое значение. От её  состояния зависит не только полнота познания окружающего мира, но и успешность обучения в школе, а также развитие личности в целом.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Для успешного формирования связной речи, должны быть в норме другие составляющие компоненты речевой системы звуковая сторона речи, словарь и грамматический строй. Попробуем разобраться в данном вопросе и рассмотрим немного подробнее эти составляющие.

Предположим, что у ребенка к поступлению в школу в норме звуковая сторона речи, т.е. он правильно произносит все звуки и четко различает их на слух. Но, стоит отметить, что если к 5 годам имеются какие-то проблемы с произношением звуков, то не следует ждать и надеяться, что ребенок

«вырастет» и звук появится в дальнейшем сам по себе. В данном случае, звук считается не сформированным или нарушенным, в зависимости от вида нарушения звукопроизношения, и без помощи специалиста здесь не обойтись.

Как известно, наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Следовательно, чем больше слов мы знаем, тем шире наш словарь, тем лучше мы понимаем окружающую речь, точнее и полнее можем выразить свою мысль. Для успешного формирования связной речи, ребенку необходимо иметь достаточно развитый словарь. Чтобы словарь был достаточным, старайтесь ежедневно, хотя бы по 10 минут, читать дополнительную познавательную и художественную литературу (лучше брать произведения русских классиков для детей). Если видим, что какие-то слова вызывают у ребенка затруднения, тут же объясняем их значения, а затем, через некоторое время, проверяем понимание этих слов.

Развиваем и активизируем глагольный словарь

  • Называем существительные по разным темам. Например, назови транспорт, который ты знаешь. Какой транспорт является наземным, какой подземным (метро), воздушным, водным? В игровой форме – кто больше слов назовет по теме…
  • Развиваем и активизируем глагольный словарь – что могут делать люди различных профессий, что делает солнце, ветер, дождь, снег…, человек, животные, птицы, также можно спросить и про неживые предметы что делает цветок, дерево, машина и т.д.
  • Развиваем и активизируем словарь признаков – Например, подбери как можно больше слов к яблоку, расскажи, какое оно? Помогаем при затруднениях (какое оно по форме, по вкусу, на ощупь и т.д.)
  • Подбираемые слова-признаки должны быть из разных категорий, т.е., например, не только цвет – красное, желтое, зеленое…
  • Подбираем антонимы «Скажи наоборот» (горячий холодный и т.д.)
  • Подбираем синонимы «Скажи по-другому» (врач это доктор и т.д.)

Следующий важный составляющий компонент речевой системы, необходимый для успешного формирования связной речи – грамматический строй. Его недоразвитие выражается в

не нормативном употреблении окончаний слов при их согласовании в роде, числе или падеже, не нормативном использовании предлогов или  их пропусках.


 

Виды рекомендуемых, доступных для родителей приемов по развитию связной речи детей:

  •   Составляем пересказы текстов.
Беседуем по содержанию, выясняем значение непонятных ребенку слов, выделяем главную мысль, кто герои, придумываем название к тексту, разбиваем на логические звенья и составляем последовательный наглядный графический план в виде простых символических картинок, и, следуя плану, пересказываем.

  •  Составляем рассказы по серии картинок.
Посмотри внимательно на эти картинки и расскажи по ним историю. В случае затруднения, помогаем ребенку стимулирующими вопросами – с чего началась эта история? Что было дальше? А что произошло потом? Чем закончилась история? При дальнейших затруднениях, задаем дополнительные уточняющие вопросы по ситуации.

  •  Составляем рассказы по сюжетным картинкам (с предварительной беседой со взрослым по содержанию).
При составлении рассказа обязательно обращаем внимание на наличие последовательности изложения сюжета и логичности, т.е. у рассказа обязательно должно быть вступление, изложение основного замысла и завершение. Проговариваем вслух последовательность действий при выполнении учебных задач.

Рассказывай, что ты будешь делать вначале, а что потом? Что это значит? Какой вывод можно сделать из этого? и т.д.

  •  Учимся использовать в речи полные, сложноподчиненные предложения, аргументируем ответы на вопросы («почему?»,«зачем?»,  «для  чего?»,  «докажи»)  и   отвечаем   в   соответствии   с заданным вопросом.
Регулярно беседуем с ребенком по содержанию просмотренных фильмов, что интересного (нового) ты сегодня узнал в школе? Как прошел день, почему? и прочее…В ходе беседы используем открытые вопросы, т.е. вопросы, требующие полного развернутого ответа (пример таких вопросов в данном пункте), а не вопросы, предполагающие ответ типа да нет.



АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА