Решаем вместе Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
|
Учитель-логопед
Бадритдинова Зарина Тахировна, Учитель-логопед
Рекомендации
учителя-логопеда родителям учащихся начальных классов
по развитию связной
речи детей
Развитие связной речи для ребенка
имеет большое значение.
От её состояния зависит не только полнота
познания окружающего мира, но и успешность обучения в школе, а также развитие личности в целом.
Связная речь является
наиболее сложной формой
речевой деятельности. Для
успешного формирования связной речи, должны быть в норме другие составляющие компоненты речевой системы
– звуковая сторона речи, словарь и грамматический строй. Попробуем
разобраться в данном вопросе и рассмотрим немного
подробнее эти составляющие.
Предположим, что у ребенка к поступлению в школу в
норме звуковая сторона речи, т.е. он
правильно произносит все звуки и четко различает их на слух. Но, стоит отметить, что если к 5 годам имеются какие-то
проблемы с произношением звуков,
то не следует ждать и надеяться, что ребенок
«вырастет» и звук появится в дальнейшем сам по себе. В данном случае,
звук считается не сформированным или нарушенным, в зависимости от вида нарушения
звукопроизношения, и без помощи специалиста здесь не обойтись.
Как известно, наша речь состоит из предложений, а
предложения – из слов. Следовательно,
чем больше слов мы знаем, тем шире наш словарь, тем лучше мы понимаем окружающую речь, точнее и полнее можем
выразить свою мысль. Для успешного
формирования связной речи, ребенку необходимо иметь достаточно развитый
словарь. Чтобы словарь был достаточным, старайтесь ежедневно, хотя бы по 10 минут, читать дополнительную познавательную и художественную литературу (лучше брать
произведения русских классиков для детей). Если видим, что какие-то слова вызывают у ребенка затруднения, тут
же объясняем их значения, а затем, через некоторое
время, проверяем понимание этих слов.
Развиваем и активизируем глагольный словарь
- Называем существительные по разным темам.
Например, назови транспорт, который
ты знаешь. Какой транспорт является
наземным, какой подземным
(метро), воздушным, водным? В игровой форме – кто больше слов назовет
по теме…
- Развиваем и активизируем глагольный словарь – что
могут делать люди различных
профессий, что делает солнце, ветер, дождь, снег…, человек, животные, птицы, также можно спросить и про неживые предметы
– что делает цветок, дерево,
машина и т.д.
- Развиваем и активизируем словарь признаков – Например,
подбери как можно больше слов к
яблоку, расскажи, какое оно? Помогаем при затруднениях
(какое оно по форме, по вкусу, на ощупь
и т.д.)
- Подбираемые
слова-признаки должны быть из разных категорий, т.е., например, не только цвет –
красное, желтое, зеленое…
- Подбираем антонимы «Скажи наоборот» (горячий
– холодный и т.д.)
- Подбираем синонимы «Скажи по-другому» (врач
– это доктор и т.д.)
Следующий важный составляющий компонент речевой системы, необходимый для успешного формирования
связной речи – грамматический строй. Его недоразвитие выражается в
не нормативном
употреблении окончаний слов при их согласовании в роде, числе или падеже, не нормативном использовании предлогов
или их пропусках.
Виды
рекомендуемых, доступных для родителей приемов
по развитию связной речи детей:
- Составляем пересказы текстов.
Беседуем по содержанию, выясняем значение непонятных
ребенку слов, выделяем главную
мысль, кто герои, придумываем название
к тексту, разбиваем на логические звенья и составляем последовательный наглядный
графический план в виде простых символических картинок, и, следуя
плану, пересказываем.
- Составляем рассказы по серии картинок.
Посмотри внимательно на эти картинки и расскажи по ним
историю. В случае затруднения,
помогаем ребенку стимулирующими вопросами – с
чего началась эта история? Что было дальше? А что произошло потом? Чем закончилась история?
При дальнейших затруднениях, задаем дополнительные уточняющие вопросы по ситуации.
- Составляем рассказы по сюжетным картинкам (с
предварительной беседой со взрослым
по содержанию).
При составлении рассказа обязательно обращаем внимание
на наличие последовательности изложения
сюжета и логичности, т.е. у рассказа
обязательно должно быть вступление, изложение основного замысла
и завершение. Проговариваем
вслух последовательность действий
при выполнении учебных задач.
Рассказывай, что ты будешь делать вначале, а что потом? Что это значит? Какой вывод можно сделать из этого? и т.д. …
- Учимся использовать в речи полные,
сложноподчиненные предложения, аргументируем ответы на вопросы
(«почему?»,«зачем?», «для чего?», «докажи») и отвечаем в соответствии с заданным вопросом.
Регулярно беседуем с ребенком по содержанию просмотренных фильмов, что интересного (нового) ты сегодня узнал в школе? Как прошел
день, почему? и прочее…В ходе беседы используем открытые вопросы, т.е. вопросы, требующие полного развернутого ответа (пример таких
вопросов в данном пункте), а не вопросы,
предполагающие ответ типа да – нет.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
|