|
ОРКСЭУважаемые родители (законные представители) обучающихся 3-х классов! На следующий 2023/2024 учебный
год наши дети будут изучать новый курс «ОРКСЭ». Этот курс входит в учебный
план. На него отводится 1 час в неделю. Краткая справка о курсе «Основы религиозных культур и светской этике» 1. Нормативно-правовой
основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее
– Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2
августа Учебный курс ОРКСЭ
является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11
лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Наше государство
многонациональное и классы – тоже. Среди детей нашей школы есть русские,
татары, башкиры, удмурты, украинцы, казахи, белорусы. У всех есть своя
культура, свои обычаи, традиции, язык, вероисповедование. И относиться к разным
культурам и в том числе религиозным, мы должны с великим уважением и
терпимостью. И данные качества мы должны воспитать в наших детях. Преподавание знаний об
основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не
только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном
процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего
Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,
готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального
сплочения. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. Знакомство обучающихся с основами
православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых
религиозных культур и светской этики; 2. Развитие представлений младшего
подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о
духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы; 4. Развитие способностей младших школьников
к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Опираясь на это, учитель будет рассказывать
детям о важнейших категориях религиозной культуры. 2. Введение в школьную
программу курса ОРКСЭ позволит: •
воспитать
толерантность; •
научит ребёнка
жить в мире и согласии в условиях многонационального и поликонфессионального
общества; •
снизит риск межрелигиозных и межнациональных
конфликтов. 3.
Учебный
курс «ОРКСЭ» является единой комплексной учебно-воспитательной
системой и включает в себя модули: 1.Основы мировых религиозных культур 2.Основы светской этики 3.Основы православной
культуры 4.Основы иудейской культуры 5.Основы буддийской культуры 6. Основы исламской культуры Один из модулей изучается обучающимся с
его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). 4. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых
национальных ценностей: 1)
Отечество 2)
Семья 3)
Культурная
традиция. 5. На этих базовых
ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса. Основы религий мира и традиционных
религий России Возникновение религий. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Православие . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ислам. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Иудаизм. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Буддизм. . . . . . . . . . .
. 6. Учитель
даст знания о Священных книгах
религий мира: тора, коран, трипитака, библия. 7. Какие заветы несут
священные книги разных религий? Православие «Не
судите, да не судимы будете ... во,
всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Буддизм «…можно
улучшить свою участь, если говорить правду, не брать чужого, все время
стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти» Ислам «…Поистине
Аллах приказывает справедливость,
благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления» Иудаизм 8. Учитель расскажет об
основателях религий, о священных сооружениях и убранствах народов разных
вероисповедований. 9.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Форма
оценивания курса «ОРКСЭ» - безотметочная
система обучения. Итоговой
работой могут служить: доклады, презентации, проекты, олимпиады. Проекты могут быть как
индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся
получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но
уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации
проектов все учащиеся класса получают возможность ещё раз повторить учебный
материал с основным содержание всех 6 модулей, пополнить знания о духовных и культурных традициях России от
своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в
целом работу учащегося. 10.
Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса
«Основы религиозных культур и светской этики» СОВЕТ
1. ·
Настройтесь на воспитание; ·
отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству
нравственного развития вашего ребёнка; ·
Вы и есть главный для ребёнка
воспитатель. СОВЕТ
2. •
Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее
средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и
нравственности. СОВЕТ
3. •
Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. СОВЕТ
4. •
Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей. СОВЕТ
5. •
Не забывайте, что никакой
учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может
приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», понимание
того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни.
Всячески поддерживайте это в ребёнке. СОВЕТ
6. •
Создавайте в общении и
взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие
проблемы в нравственные уроки. СОВЕТ
7. •
Воспитание может быть только деятельным СОВЕТ
8. •
Постарайтесь, чтобы ваши дети задумывались о последствиях своих действий и
цене своих заблуждений. 11. С целью подготовки введения курса, планирования учебного плана на следующий учебный год просим Вас на родительском собрании заполнить заявление по выбору одного из модулей данного курса. Для этого Вам надо в заявлении отметить галочкой выбранный модуль, необходимый для изучения ребенком (см. Образец заявления). |