Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Социальный педагог
Позиция социального педагога: принять – изучить — познать – понять – помочь
Огородникова Наталья Юрьевна, социальный педагог
Часы приема: вторник 10:00 - 12:00
ул. Савина д. 3
Архипова Алёна Дмитриевна, социальный педагог
Часы приема: пятница 10:00 - 12:00
ул. Салютная д.16
Если у вас стресс, проблема – знайте, что вы не один, вам помогут.
На сайте лицея, в разделе «Страничка социального педагога», вы можете найти мои советы и рекомендации ведущих специалистов социальной педагогики для родителей по воспитанию и развитию детей. Надеюсь, что они будут вам интересны и полезны.
Помните: «Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать ее».
(У. Ченинг, американский ученый).
Социальный педагог – специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно должен разработать методику, методические рекомендации для реализации их в педагогической деятельности школы.
Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или не совершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.
Основная цель:
– не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.
Главными задачами своей работы я считаю:
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Направления моей работы следующие:
Организация социальной работы (бесплатное питание, благотворительные акции, оказание материальной, социальной, педагогической, консультативной помощи семьям).
Защита и помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
Выявление и работа с неблагополучными семьями.
Работа с опекаемыми детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями здоровья.
Профилактическая работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, внутришкольный учет нарушителей устава школы, работа с КДН и ЗП).
Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.
Работа с родителями: оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка.
Задачи:
Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.
Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.
Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Ожидаемые результаты
Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
Уменьшение количества правонарушений.
Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.
Методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации.
Методы реабилитации- трудотерапия, групповая терапия.
Методы психологического консультирования.
Организационно- распорядительные- инструктирование, контроль и проверка.
Методы воспитания- положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.
Основные направления деятельности
Исследования, диагностика:
Социологические опросы родителей и обучающихся.
Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.
Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.
Помощь классным руководителям в проведении социометрии.
Диагностико- коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.
Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.
Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.
Диагностика по проблеме профориентации обучающихся.
Работа с учениками:
Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.
Индивидуальные консультации.
Профессиональная ориентация.
Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Работа с учениками «группы риска»:
Выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;
Изучение личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.
Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».
Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.
Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.
Профилактические мероприятия.
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Вовлечение учащихся в кружки и секции.
Работа с родителями.
Психолого- педагогическое просвещение.
Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.
Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
Коррекция семейных отношений.
Индивидуальные беседы. Консультации
Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.
Организационно — методическая работа.
Анализ работы.
Участие в семинарах
Принципы работы:
доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
взаимодействие — сотрудничество со всеми работниками школы,
своевременность — включение в работу на самых ранних стадиях;
индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Формы работы:
совет профилактики школы;
родительские собрания;
лекции;
диагностика;
индивидуальные и групповые консультации;
изучение документации;
беседа;
час общения;
наблюдение;
тестирование;
анкетирование;
анализ;
консультирование;
индивидуальная работа;
групповая работа;
диагностика
Итак, социальный педагог это:
Посредник между ребенком и обществом, между семьей и школой;
Эксперт в конфликтах ребенка со сверстниками и взрослыми;
Защитник некоторых людей от дурного влияния родителей и каждого ребенка во всех случаях, когда он не может постоять за себя, когда родители не знают, не хотят, не умеют, просто отсутствуют;
Духовный наставник молодых, неопытных, затрудняющихся в вопросах правильного общения с ребенком родителей; Общественный деятель и пропагандист всех законов, защищающих права и жизнь ребенка;
Социальный терапевт, если вас и вашего ребенка обижают.
В своей работе социальный педагог школы руководствуются:
1. Конституцией Российской Федерации. 2. Международным документом — Конвенцией ООН о правах ребенка. 3. Международным документом — Декларацией прав ребенка. 4. Федеральным Законом РФ об образовании. 5. Семейным кодекс Российской Федерации. 6. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 7. Федеральным Законом «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 8. Уставом школы. 9. Планом работы школы на текущий учебный год. 10. Школьными локальными актами.